Новый автономный дрон-напарник ВВС США обходит конкурентов по скорости разработки и готовности к боевому применению.
		
	
Американская компания Anduril объявила о завершении первого полёта своего беспилотного истребителя YFQ-44A — аппарата, созданного для участия в программе «дрон-напарник» ВВС США и предназначенного для совместной работы с пилотируемыми истребителями или автономного выполнения задач. Разработка прошла от чистого листа до взлёта за 556 дней, а программная платформа самолёта сконцентрирована не только на управлении полётом, но и на отслеживании технического состояния, планировании обслуживания и поддержании боевой готовности.
YFQ-44A вступил в этап лётных испытаний после того, как на трассу вышел опытный образец General Atomics YFQ-42A в рамках программы Collaborative Combat Aircraft. Представители Военно-воздушных сил и производитель согласны, что быстрая проверка самолёта поможет сформировать реальные требования, уменьшить риски и ускорить поступление боевых возможностей в войска. Создатели подчёркивают, что аппарат разрабатывался с прицелом на практическое повышение живучести и огневой мощи в связке с пилотируемыми машинами, а также для автономного выполнения миссий.
Ключевой особенностью платформы является встроенная автономность: программное обеспечение выполняет план миссии, управляет органами управления и регулировкой тяги без постоянного вмешательства человека, обеспечивает возвращение на базу по команде оператора и наблюдает за состоянием системы. При этом производитель и заказчик акцентировали внимание на том, что самолёт не рассчитан на дистанционное ручное управление — он действует в режиме «оператор в контуре», когда контроль сохраняется на уровне наблюдения и принятия решений, а непосредственное пилотирование доверено бортовым алгоритмам. Такая архитектура делает возможным массовое производство относительно дешёвых носителей автономных функций, что, по мнению разработчиков, критично для достижения требуемых преимуществ на поле боя.
Программный каркас аппарата выполняет ещё и вспомогательные задачи: собирает телеметрию, отслеживает ресурсы и износ компонентов, планирует техническое обслуживание и позволяет оператору оценивать состояние флота беспилотных машин в реальном времени. Интеграция таких сервисов предназначена для упрощения эксплуатации крупномасштабного парка дронов и сокращения затрат на их содержание, одновременно сохраняя возможность быстрой смены вооружения и конфигурации под конкретную задачу. При этом разработчики подчёркивают, что подробные решения по набору вооружений и их интеграции отрабатываются в ходе совместных лётных тестов и тактических упражнений.
Испытания YFQ-44A рассматриваются как проверка не только аэродинамики и лётных качеств, но и натурная апробация концепций «человек-плюс-робот»: взаимодействия между экипажем пилотируемого самолёта и автономным напарником , распределения задач в реальном времени и обеспечения совместной устойчивости к угрозам. Интеграция автономии на ранних этапах испытаний, по словам инженеров компании, позволяет сфокусироваться на самых сложных проблемах — в первую очередь на надёжности принятия решений бортовыми системами и безопасности их взаимодействия с людьми.
Комплексный подход к разработке включает также усилия по созданию тактик и процедур для манёврирования в сетевой среде, обмена командными посылками и поддержки логистики парка беспилотных машин. Производитель и военные планируют использовать данные лётных испытаний для корректировки требований программы и совершенствования как софта, так и аппаратной части, чтобы обеспечить боеготовность и устойчивость решений при реальных нагрузках и угрозах.
								Американская компания Anduril объявила о завершении первого полёта своего беспилотного истребителя YFQ-44A — аппарата, созданного для участия в программе «дрон-напарник» ВВС США и предназначенного для совместной работы с пилотируемыми истребителями или автономного выполнения задач. Разработка прошла от чистого листа до взлёта за 556 дней, а программная платформа самолёта сконцентрирована не только на управлении полётом, но и на отслеживании технического состояния, планировании обслуживания и поддержании боевой готовности.
YFQ-44A вступил в этап лётных испытаний после того, как на трассу вышел опытный образец General Atomics YFQ-42A в рамках программы Collaborative Combat Aircraft. Представители Военно-воздушных сил и производитель согласны, что быстрая проверка самолёта поможет сформировать реальные требования, уменьшить риски и ускорить поступление боевых возможностей в войска. Создатели подчёркивают, что аппарат разрабатывался с прицелом на практическое повышение живучести и огневой мощи в связке с пилотируемыми машинами, а также для автономного выполнения миссий.
Ключевой особенностью платформы является встроенная автономность: программное обеспечение выполняет план миссии, управляет органами управления и регулировкой тяги без постоянного вмешательства человека, обеспечивает возвращение на базу по команде оператора и наблюдает за состоянием системы. При этом производитель и заказчик акцентировали внимание на том, что самолёт не рассчитан на дистанционное ручное управление — он действует в режиме «оператор в контуре», когда контроль сохраняется на уровне наблюдения и принятия решений, а непосредственное пилотирование доверено бортовым алгоритмам. Такая архитектура делает возможным массовое производство относительно дешёвых носителей автономных функций, что, по мнению разработчиков, критично для достижения требуемых преимуществ на поле боя.
Программный каркас аппарата выполняет ещё и вспомогательные задачи: собирает телеметрию, отслеживает ресурсы и износ компонентов, планирует техническое обслуживание и позволяет оператору оценивать состояние флота беспилотных машин в реальном времени. Интеграция таких сервисов предназначена для упрощения эксплуатации крупномасштабного парка дронов и сокращения затрат на их содержание, одновременно сохраняя возможность быстрой смены вооружения и конфигурации под конкретную задачу. При этом разработчики подчёркивают, что подробные решения по набору вооружений и их интеграции отрабатываются в ходе совместных лётных тестов и тактических упражнений.
Испытания YFQ-44A рассматриваются как проверка не только аэродинамики и лётных качеств, но и натурная апробация концепций «человек-плюс-робот»: взаимодействия между экипажем пилотируемого самолёта и автономным напарником , распределения задач в реальном времени и обеспечения совместной устойчивости к угрозам. Интеграция автономии на ранних этапах испытаний, по словам инженеров компании, позволяет сфокусироваться на самых сложных проблемах — в первую очередь на надёжности принятия решений бортовыми системами и безопасности их взаимодействия с людьми.
Комплексный подход к разработке включает также усилия по созданию тактик и процедур для манёврирования в сетевой среде, обмена командными посылками и поддержки логистики парка беспилотных машин. Производитель и военные планируют использовать данные лётных испытаний для корректировки требований программы и совершенствования как софта, так и аппаратной части, чтобы обеспечить боеготовность и устойчивость решений при реальных нагрузках и угрозах.
- Источник новости
 - www.securitylab.ru