Новости Самой дорогой мечте человечества - 225 лет. Сверхбыстрые поезда в трубах пожирают миллиарды… но пока не перевезли ни одного пассажира

NewsMaker

I'm just a script
Премиум
22,600
46
8 Ноя 2022
Кладбище стартапов пополняется спустя 400 бесполезных тестов.


93h8n9gd2ujok8hd1j0ktxbubxrs37yw.jpg

Идея гиперлупа обычно выглядит как чистая футуристика: почти бесшумные капсулы несутся по длинным трубам с разреженным воздухом на скоростях лайнера. Но корни этой концепции уходят в XVIII век. В 1799 году английский инженер Джордж Медхёрст предложил перемещать грузы по чугунным прямоугольным трубам с помощью воздушного давления - по сути, ранний вариант пневмопочты. Спустя несколько десятилетий он участвовал в строительстве лондонской железнодорожной станции, где использовались похожие пневматические решения. Позже идею вытеснили паровые поезда, и о ней забыли почти на два века, пока в 2013 году Илон Маск не опубликовал концептуальный документ , вернувший к ней мировой интерес.

Сейчас под этим названием понимают систему для высокоскоростных поездок в герметичных трубах с пониженным давлением - альтернатива коротким авиамаршрутам и перегруженным железнодорожным линиям. В таких трассах капсулы планируется поднимать над рельсом магнитной левитацией или воздушной подушкой, а движение обеспечивать электрическими двигателями . Сочетание подъёма, разреженного воздуха и линейных приводов должно снизить сопротивление среды и потери на трение, позволяя развивать до 760 миль в час (около 1 220 км/ч) на длинных отрезках. В теории это даст возможность пройти маршрут в 380 миль - например, из Сан-Франциско в Лос-Анджелес или из Лондона в Эдинбург - примерно за 35 минут. Такая поездка заняла бы около половины времени, которое уходит на обычный коммерческий рейс, при этом без очередей в аэропорту, задержек вылетов и с нулевыми прямыми выбросами.

О преимуществах такой схемы Тим Хаутер, один из четырёх основателей компании Hardt Hyperloop , стоящей за первым действующим испытательным комплексом в Европе. По его словам, при сопоставимых маршрутах капсульная трасса может быть в 2–3 раза эффективнее по энергии, чем привычные виды транспорта, за счёт уменьшенного сопротивления воздуха и почти отсутствующего контакта движущейся части с опорой. Он также отмечал, что эксплуатационные расходы ожидаются ниже, чем у высокоскоростной железной дороги, именно из-за меньшего потребления электроэнергии и особенностей магнитной подвески с электрическим приводом.

Первый всплеск энтузиазма привёл к тому, что в Европе быстро появилось несколько стартапов, запустились технико-экономические исследования, рабочие группы по регуляторике, начали строить экспериментальные участки. Однако реальный прогресс довольно быстро замедлился. Главные препятствия - гигантские вложения в трассы, сложная сертификация по безопасности и необходимость долгосрочной политической поддержки. К этому добавились проблемы интеграции: нужно совместить вакуумные системы , магнитную подвеску, аварийные сценарии, возможность переводить капсулы с одной линии на другую в масштабной сети. Хаутер подчёркивал, что именно «сетевая» часть - смена пути и увязка всех подсистем - остаётся одним из главных узких мест. Пока такие вопросы не закрыты, трудно выйти за пределы тестовых полигонов .

<!--'start_frame_cache_Zg1Ab0'--><div class="banner-detailed"><div class="banner-detailed__shell"><div class="banner-detailed__title">Защита — это не опция. Это необходимость. <span>Подпишитесь на нас</span><div class="banner-detailed__arrow"><svg viewBox="0 0 40 40" fill="none" xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"><path d="M20.5375 34.4392L22.465 31.7392C22.5739 31.5872 22.7145 31.4607 22.8772 31.3684C23.0399 31.2762 23.2207 31.2205 23.407 31.2052C23.5934 31.1898 23.7809 31.2152 23.9564 31.2796C24.132 31.344 24.2915 31.4458 24.4237 31.578L29.6025 36.758C30.0787 37.2333 30.724 37.5002 31.3969 37.5002C32.0697 37.5002 32.715 37.2333 33.1912 36.758L36.7575 33.1917C37.2328 32.7155 37.4998 32.0702 37.4998 31.3973C37.4998 30.7245 37.2328 30.0792 36.7575 29.603L31.5775 24.4242C31.4453 24.2919 31.3435 24.1325 31.2791 23.9569C31.2147 23.7814 31.1893 23.5939 31.2047 23.4075C31.22 23.2211 31.2757 23.0404 31.368 22.8777C31.4602 22.715 31.5867 22.5743 31.7387 22.4655L34.4387 20.538C34.6405 20.3939 34.7965 20.1947 34.8878 19.9641C34.9791 19.7336 35.0018 19.4816 34.9534 19.2385C34.9049 18.9953 34.7873 18.7713 34.6146 18.5934C34.442 18.4155 34.2216 18.2912 33.98 18.2355L13.5112 13.5117L18.235 33.9805C18.2907 34.2221 18.415 34.4425 18.5929 34.6151C18.7708 34.7878 18.9948 34.9054 19.238 34.9539C19.4812 35.0023 19.7331 34.9795 19.9637 34.8882C20.1942 34.7969 20.3934 34.641 20.5375 34.4392Z" fill="#FFD98C"></path><path d="M34.0751 37.6413C33.3582 38.3389 32.3973 38.7293 31.397 38.7293C30.3966 38.7293 29.4358 38.3389 28.7189 37.6413L23.4826 32.4663L21.5539 35.165C21.2699 35.5626 20.8773 35.8698 20.423 36.0497C19.9688 36.2295 19.4723 36.2744 18.9931 36.179C18.514 36.0836 18.0726 35.8518 17.7219 35.5117C17.3713 35.1715 17.1263 34.7373 17.0164 34.2613L12.2926 13.7925C12.2447 13.5858 12.2502 13.3702 12.3086 13.1662C12.367 12.9622 12.4764 12.7764 12.6264 12.6263C12.7765 12.4763 12.9623 12.3669 13.1663 12.3085C13.3703 12.2501 13.5859 12.2446 13.7926 12.2925L34.2614 17.0175C34.7374 17.1271 35.1717 17.3719 35.512 17.7225C35.8523 18.073 36.0841 18.5144 36.1795 18.9935C36.275 19.4726 36.23 19.9691 36.0501 20.4233C35.8701 20.8775 35.5628 21.27 35.1651 21.5538L32.4614 23.54L37.6414 28.7188C38.3498 29.43 38.7476 30.393 38.7476 31.3969C38.7476 32.4008 38.3498 33.3637 37.6414 34.075L34.0751 37.6413ZM35.8751 30.4863L30.6951 25.3075C30.4344 25.047 30.2336 24.7328 30.1068 24.3868C29.9799 24.0407 29.9299 23.6712 29.9604 23.3039C29.9908 22.9366 30.101 22.5804 30.2831 22.26C30.4653 21.9396 30.7151 21.6628 31.0151 21.4488L33.6989 19.4488L15.1851 15.1763L19.5001 33.7275L19.5139 33.7113L21.4414 31.0125C21.6555 30.7124 21.9325 30.4626 22.253 30.2805C22.5735 30.0983 22.9298 29.9882 23.2972 29.9577C23.6646 29.9272 24.0342 29.9772 24.3803 30.1041C24.7264 30.231 25.0407 30.4318 25.3014 30.6925L30.4864 35.875C30.728 36.1163 31.0555 36.2518 31.397 36.2518C31.7385 36.2518 32.066 36.1163 32.3076 35.875L35.8751 32.3075C36.1161 32.0657 36.2514 31.7383 36.2514 31.3969C36.2514 31.0555 36.1161 30.728 35.8751 30.4863ZM8.14636 9.385C7.98292 9.38706 7.82069 9.35675 7.66901 9.29583C7.51733 9.2349 7.37921 9.14455 7.26261 9.03L4.58011 6.3475C4.35242 6.11175 4.22643 5.796 4.22927 5.46825C4.23212 5.1405 4.36358 4.82699 4.59534 4.59523C4.8271 4.36347 5.14062 4.23201 5.46836 4.22916C5.79611 4.22631 6.11186 4.3523 6.34761 4.58L9.03012 7.2625C9.20107 7.43787 9.31674 7.65959 9.36277 7.90013C9.4088 8.14068 9.38315 8.38944 9.28901 8.61553C9.19487 8.84162 9.03639 9.03508 8.83325 9.17188C8.63011 9.30867 8.39126 9.38278 8.14636 9.385ZM17.9726 9.03C17.7362 9.26044 17.419 9.3894 17.0889 9.3894C16.7587 9.3894 16.4416 9.26044 16.2051 9.03C15.9708 8.79559 15.8391 8.47771 15.8391 8.14625C15.8391 7.8148 15.9708 7.49691 16.2051 7.2625L18.8876 4.58C19.0029 4.46061 19.1409 4.36538 19.2934 4.29987C19.4459 4.23436 19.6099 4.19988 19.7759 4.19844C19.9418 4.197 20.1064 4.22862 20.2601 4.29147C20.4137 4.35432 20.5532 4.44714 20.6706 4.56451C20.788 4.68187 20.8808 4.82144 20.9436 4.97506C21.0065 5.12868 21.0381 5.29328 21.0367 5.45925C21.0352 5.62523 21.0008 5.78925 20.9352 5.94176C20.8697 6.09426 20.7745 6.23219 20.6551 6.3475L17.9726 9.03ZM6.34761 20.655C6.11146 20.886 5.79423 21.0154 5.46386 21.0154C5.1335 21.0154 4.81627 20.886 4.58011 20.655C4.34578 20.4206 4.21413 20.1027 4.21413 19.7713C4.21413 19.4398 4.34578 19.1219 4.58011 18.8875L7.26261 16.205C7.37792 16.0856 7.51585 15.9904 7.66836 15.9249C7.82086 15.8594 7.98489 15.8249 8.15086 15.8234C8.31684 15.822 8.48144 15.8536 8.63506 15.9165C8.78868 15.9793 8.92824 16.0721 9.04561 16.1895C9.16297 16.3069 9.25579 16.4464 9.31864 16.6001C9.38149 16.7537 9.41312 16.9183 9.41168 17.0843C9.41024 17.2502 9.37575 17.4143 9.31024 17.5668C9.24473 17.7193 9.1495 17.8572 9.03012 17.9725L6.34761 20.655ZM12.6176 7.54375C12.2861 7.54375 11.9682 7.41205 11.7337 7.17763C11.4993 6.94321 11.3676 6.62527 11.3676 6.29375V2.5C11.3676 2.16848 11.4993 1.85054 11.7337 1.61612C11.9682 1.3817 12.2861 1.25 12.6176 1.25C12.9491 1.25 13.2671 1.3817 13.5015 1.61612C13.7359 1.85054 13.8676 2.16848 13.8676 2.5V6.29375C13.8676 6.62527 13.7359 6.94321 13.5015 7.17763C13.2671 7.41205 12.9491 7.54375 12.6176 7.54375ZM2.50011 11.3675H6.29387C6.62539 11.3675 6.94333 11.4992 7.17775 11.7336C7.41217 11.968 7.54387 12.286 7.54387 12.6175C7.54387 12.949 7.41217 13.267 7.17775 13.5014C6.94333 13.7358 6.62539 13.8675 6.29387 13.8675H2.50011C2.16859 13.8675 1.85065 13.7358 1.61623 13.5014C1.38181 13.267 1.25011 12.949 1.25011 12.6175C1.25011 12.286 1.38181 11.968 1.61623 11.7336C1.85065 11.4992 2.16859 11.3675 2.50011 11.3675Z" fill="#272727"></path></svg> <!--'end_frame_cache_Zg1Ab0'--> Отдельной темой остаётся реакция пассажиров. Профессор бизнес-психологии Патрик Планинг из Высшей технической школы Штутгарта несколько лет изучает, насколько люди готовы пользоваться такими линиями. Он отмечает, что намерение реально сесть в капсулу у общественности пока невысокое: многие плохо представляют себе и потенциальные плюсы, и возможные риски. На первом месте стоит тревога за безопасность. Восприятие того, что в трубе с низким давлением нельзя просто так выйти наружу в случае нештатной ситуации, серьёзно настораживает часть аудитории. При этом сам исследователь считает проблему решаемой, но рассчитанной на годы: по его мнению, навязать подобный транспорт сверху невозможно, нужна естественная кривая принятия, когда доверие формируется постепенно.

Скепсис и сложные условия уже ударили по компаниям, которые ещё недавно считались лидерами направления. Американская Hyperloop One из Лос-Анджелеса (ранее Virgin Hyperloop) подошла ближе всего к реализации задумки: построила полномасштабный полигон в Неваде, провела первый в мире испытательный заезд с людьми и более 400 автоматических тестов без экипажа. Тем не менее ни одного коммерческого контракта получить не удалось, и в 2023 году деятельность прекратилась. Другой калифорнийский проект, Arrivo Corporation, основанный в 2017 году бывшим инженером SpaceX Броуганом БэмБроуганом, делал ставку на более приземлённый высокоскоростной транспорт по эстакадам. Стартап получил кредитную линию на 1 млрд долларов от китайской госкомпании Genertec, но так и не сумел закрыть раунд серии А и в итоге закрылся в 2018-м.

Калифорнийская Hyperloop Transportation Technologies (HyperloopTT) и канадско-европейская TransPod формально продолжают существовать, но их деятельность фактически застыла в экспериментальной фазе. Первая компания изготовила капсулы, построила инфраструктурные элементы и участвовала в создании международной Hyperloop Association, однако работающей линии до сих пор нет. TransPod разработал амбициозные схемы трасс, в том числе для Канады и Европы, но переход к реальному строительству снова сдерживается огромной стоимостью и политическими рисками.

Подход Hardt выглядит более приземлённым. Хаутер говорит о последовательной стратегии: сначала детальные исследования, затем небольшой демонстрационный объект, затем отработка отдельных компонентов и только после этого - полные технологические демонстрации. Сейчас ключевые элементы показывают на Европейском центре гиперлупа в Нидерландах. Планинг, в свою очередь, напоминает, что инфраструктуру такого масштаба стартап своими силами не потянет. По его оценке, небольшие компании могут доказать техническую реализуемость, но экономическая окупаемость без участия государства остаётся под вопросом.

Вместо попыток сразу запускать коммерческую линию Hardt сосредоточилась на разработке, испытательных площадках и взаимодействии с регуляторами. Компания работает с европейскими ведомствами и промышленными партнёрами над унификацией элементов трассы, рассматривает варианты для грузовых и пассажирских перевозок и закладывает основу будущей интеграции в транспортную систему. В 2024 году команда завершила Европейский центр гиперлупа - полномасштабный испытательный объект длиной 420 м. В том же году здесь удалось продемонстрировать один из ключевых элементов: прототип капсулы успешно сменил линию на скорости почти 53 миль в час (около 85 км/ч). Важная особенность - ведь перевод на соседнюю ветку осуществляется без подвижных стрелок в самой конструкции трассы.

Этот манёвр показал, что создать сеть, а не одиночный коридор «из точки А в точку Б», действительно возможно. Хаутер подчёркивает, что без надёжного механизма смены пути такая система была бы обречена на простые прямые маршруты, в то время как железные дороги и автомагистрали опираются именно на развилки и развязки. Он также выделяет ещё один аспект: разработанный комплекс использует магнитную левитацию и трубы с пониженным давлением, что позволяет рассчитывать на скорости более 435 миль в час (примерно 700 км/ч) при очень скромных энергозатратах. В качестве отличия от других проектов он называет степень готовности ключевых узлов, прошедших проверки на рабочем полигоне и, по их оценке, подходящих к этапу расширения.

Трассы Hardt собираются из отдельных секций, что упрощает локальный ремонт и обновление, сокращая время простоя. По оценке инженеров компании, расчёты и моделирование подтверждают масштабируемость такой архитектуры. При этом многие элементы уже давно знакомы по другим сферам: магнитная левитация используется в скоростных поездах, вакуумная техника - в промышленности и научных установках, а линейные двигатели - в разных транспортных системах. Сейчас их адаптируют под новую конфигурацию.

Следующий шаг - продемонстрировать работу ключевых частей уже не только на полигоне, но и на коротких демонстрационных маршрутах, а затем на более протяжённых коммерческих линиях.
 
Источник новости
www.securitylab.ru

Похожие темы