В абсолютной тишине океанских глубин дроны учатся убивать дронов за миллиарды.
После того как дроны изменили характер боевых действий на суше, военно-морские силы начали готовиться к похожим переменам под водой. Автономные беспилотные подлодки, которые ещё недавно казались экспериментальной технологией, становятся важным элементом стратегии нескольких ведущих флотов. Такие аппараты обещают взять на себя самые дорогие и рискованные задачи: отслеживание вражеских субмарин, охрану подводных объектов и даже участие в сражениях.
Одним из первых шагов в этом направлении стало решение Королевского военно-морского флота Великобритании сформировать новый класс автономных аппаратов, которые впервые получат ведущую роль в контроле за ситуацией под водой. Эти устройства должны отслеживать перемещения субмарин, патрулировать ключевые маршруты и защищать кабели и трубопроводы , проложенные по дну. Австралия тоже двигается в этом направлении — она инвестировала 1,7 миллиарда долларов в проект Ghost Shark — серию подводных дронов, предназначенных, в частности, для сдерживания китайского подводного флота. США, как обычно, действуют масштабно: они финансируют несколько программ одновременно и уже используют ряд моделей, запускаемых прямо с атомных ракетоносцев.
Разработка новых аппаратов превратилась в поле соперничества между крупными оборонными концернами и технокомпаниями нового поколения. BAE Systems, General Dynamics и Boeing конкурируют с более гибкими стартапами вроде американской Anduril и немецкой Helsing. Первые делают ставку на масштаб и опыт, вторые — на скорость и низкие издержки.
Один из наиболее заметных проектов — Ghost Shark от Anduril, крупный автономный аппарат, заказанный австралийскими военными. Эта же компания рассматривает возможность производства в Великобритании. Helsing открыла завод в Плимуте, недалеко от военно-морской базы. А BAE уже завершила первые испытания своего прототипа под названием Herne. Все эти инициативы объединяет программа Atlantic Net, цель которой — закрыть так называемый GIUK-gap, стратегический коридор между Гренландией, Исландией и Великобританией, через который традиционно проходят чужие субмарины.
Такие аппараты могут выполнять не только задачи обычных подлодок, но и работать там, где присутствие экипажа либо опасно, либо невыгодно. Некоторые модели оснащены в несколько раз большим количеством сонаров по сравнению с действующими боевыми лодками и способны функционировать автономно в течение нескольких месяцев. Отдельные сенсоры могут быть размещены прямо на морском дне и оставаться активными длительное время. При этом энергоэффективность становится ключевым фактором: в отличие от атомных субмарин, у дронов нет реактора, и всё питание рассчитывается до ватта. Использование пассивных сенсоров, которые только принимают сигналы, делает такие системы менее заметными.
Толчком к ускорению разработок стали не только амбиции флотов, но и реальные инциденты. Взрыв на «Северном потоке» в 2022 году, повреждение магистрали Balticconnector между Финляндией и Эстонией, подрывы телекоммуникационных линий в Балтийском море — всё это продемонстрировало уязвимость подводной инфраструктуры . В Великобритании парламентский комитет по обороне официально предупредил о росте угроз «серых операций» — действий, способных вызвать серьёзные последствия, но не подпадающих под определение войны. Вокруг британских берегов пролегает около 60 кабелей, передающих данные и энергию. Их повреждение может вызвать масштабный кризис. Минобороны заявило, что за последние два года число инцидентов с вражескими судами вблизи британской исключительной экономической зоны выросло на 30%. Один из последних случаев — заход разведывательного корабля , предположительно занимавшегося съёмкой маршрутов кабелей.
На этом фоне британское военное ведомство запустило «Проект Cabot» — программу ускоренной разработки беспилотных субмарин. В отличие от классических тендеров, которые могут тянуться годами, здесь ставка сделана на скорость. Проект предполагает сотрудничество с частными подрядчиками, которые не только создают технику, но и сами же её эксплуатируют. Модель получила название «anti-submarine warfare as a service» — прямой отсылкой к «программному обеспечению как услуге» (SaaS). Предполагается, что бизнес будет обеспечивать техническое исполнение, а флот сосредоточится на координации.
Такой подход вызывает обсуждения. Во-первых, потому что беспилотные аппараты становятся законной военной целью. Во-вторых, потому что чем доступнее технология, тем проще её использовать и в атакующих целях. Тот же механизм, который позволяет быстро обнаруживать угрозы, облегчает проведение диверсий. Сценарий подводного боя между дронами больше не кажется научной фантастикой — он всё чаще обсуждается в экспертной среде.
До недавнего времени обнаружение субмарин было сложным и дорогим делом. Надводные корабли тянули за собой сотни метров кабелей с сонарными антеннами, патрульные самолёты сбрасывали одноразовые буйки, спутники отслеживали след от антенн на поверхности, а в глубинах дежурили атомные лодки. Такая система плохо масштабируется: она требует дорогостоящих и редких активов. Поэтому идея подключить автономные аппараты, которые могут хотя бы частично снять нагрузку, выглядит всё более привлекательной — даже с учётом того, что их эксплуатация сама по себе недешёвая.
С одной стороны, такие технологии дают возможность сдерживать рост активности со стороны противников. С другой — они добавляют нестабильности: теперь подводное пространство насыщено не только кабелями и трубами, но и аппаратами со спорным юридическим статусом. Как отмечают представители оборонной отрасли, сейчас главным становится не совершенство, а масштаб и устойчивость — и действовать нужно как можно быстрее.
После того как дроны изменили характер боевых действий на суше, военно-морские силы начали готовиться к похожим переменам под водой. Автономные беспилотные подлодки, которые ещё недавно казались экспериментальной технологией, становятся важным элементом стратегии нескольких ведущих флотов. Такие аппараты обещают взять на себя самые дорогие и рискованные задачи: отслеживание вражеских субмарин, охрану подводных объектов и даже участие в сражениях.
Одним из первых шагов в этом направлении стало решение Королевского военно-морского флота Великобритании сформировать новый класс автономных аппаратов, которые впервые получат ведущую роль в контроле за ситуацией под водой. Эти устройства должны отслеживать перемещения субмарин, патрулировать ключевые маршруты и защищать кабели и трубопроводы , проложенные по дну. Австралия тоже двигается в этом направлении — она инвестировала 1,7 миллиарда долларов в проект Ghost Shark — серию подводных дронов, предназначенных, в частности, для сдерживания китайского подводного флота. США, как обычно, действуют масштабно: они финансируют несколько программ одновременно и уже используют ряд моделей, запускаемых прямо с атомных ракетоносцев.
Разработка новых аппаратов превратилась в поле соперничества между крупными оборонными концернами и технокомпаниями нового поколения. BAE Systems, General Dynamics и Boeing конкурируют с более гибкими стартапами вроде американской Anduril и немецкой Helsing. Первые делают ставку на масштаб и опыт, вторые — на скорость и низкие издержки.
Один из наиболее заметных проектов — Ghost Shark от Anduril, крупный автономный аппарат, заказанный австралийскими военными. Эта же компания рассматривает возможность производства в Великобритании. Helsing открыла завод в Плимуте, недалеко от военно-морской базы. А BAE уже завершила первые испытания своего прототипа под названием Herne. Все эти инициативы объединяет программа Atlantic Net, цель которой — закрыть так называемый GIUK-gap, стратегический коридор между Гренландией, Исландией и Великобританией, через который традиционно проходят чужие субмарины.
Такие аппараты могут выполнять не только задачи обычных подлодок, но и работать там, где присутствие экипажа либо опасно, либо невыгодно. Некоторые модели оснащены в несколько раз большим количеством сонаров по сравнению с действующими боевыми лодками и способны функционировать автономно в течение нескольких месяцев. Отдельные сенсоры могут быть размещены прямо на морском дне и оставаться активными длительное время. При этом энергоэффективность становится ключевым фактором: в отличие от атомных субмарин, у дронов нет реактора, и всё питание рассчитывается до ватта. Использование пассивных сенсоров, которые только принимают сигналы, делает такие системы менее заметными.
Толчком к ускорению разработок стали не только амбиции флотов, но и реальные инциденты. Взрыв на «Северном потоке» в 2022 году, повреждение магистрали Balticconnector между Финляндией и Эстонией, подрывы телекоммуникационных линий в Балтийском море — всё это продемонстрировало уязвимость подводной инфраструктуры . В Великобритании парламентский комитет по обороне официально предупредил о росте угроз «серых операций» — действий, способных вызвать серьёзные последствия, но не подпадающих под определение войны. Вокруг британских берегов пролегает около 60 кабелей, передающих данные и энергию. Их повреждение может вызвать масштабный кризис. Минобороны заявило, что за последние два года число инцидентов с вражескими судами вблизи британской исключительной экономической зоны выросло на 30%. Один из последних случаев — заход разведывательного корабля , предположительно занимавшегося съёмкой маршрутов кабелей.
На этом фоне британское военное ведомство запустило «Проект Cabot» — программу ускоренной разработки беспилотных субмарин. В отличие от классических тендеров, которые могут тянуться годами, здесь ставка сделана на скорость. Проект предполагает сотрудничество с частными подрядчиками, которые не только создают технику, но и сами же её эксплуатируют. Модель получила название «anti-submarine warfare as a service» — прямой отсылкой к «программному обеспечению как услуге» (SaaS). Предполагается, что бизнес будет обеспечивать техническое исполнение, а флот сосредоточится на координации.
Такой подход вызывает обсуждения. Во-первых, потому что беспилотные аппараты становятся законной военной целью. Во-вторых, потому что чем доступнее технология, тем проще её использовать и в атакующих целях. Тот же механизм, который позволяет быстро обнаруживать угрозы, облегчает проведение диверсий. Сценарий подводного боя между дронами больше не кажется научной фантастикой — он всё чаще обсуждается в экспертной среде.
До недавнего времени обнаружение субмарин было сложным и дорогим делом. Надводные корабли тянули за собой сотни метров кабелей с сонарными антеннами, патрульные самолёты сбрасывали одноразовые буйки, спутники отслеживали след от антенн на поверхности, а в глубинах дежурили атомные лодки. Такая система плохо масштабируется: она требует дорогостоящих и редких активов. Поэтому идея подключить автономные аппараты, которые могут хотя бы частично снять нагрузку, выглядит всё более привлекательной — даже с учётом того, что их эксплуатация сама по себе недешёвая.
С одной стороны, такие технологии дают возможность сдерживать рост активности со стороны противников. С другой — они добавляют нестабильности: теперь подводное пространство насыщено не только кабелями и трубами, но и аппаратами со спорным юридическим статусом. Как отмечают представители оборонной отрасли, сейчас главным становится не совершенство, а масштаб и устойчивость — и действовать нужно как можно быстрее.
- Источник новости
- www.securitylab.ru